Какие разновидности вилок существуют, возможные настройки, как отрегулировать мягкость хода и компрессию, скорость отскока

Для каждого велосипедиста всегда открытым остается вопрос, какую вилку выбрать, как правильно настроить и использовать. Для начала рассмотрим основные типы вилок и в каких дисциплинах они используются.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 278
Источник: https://Veliki.com.ua/news/kak_nastroit_vilku_velosipeda.htm

Что же такое вообще компрессия?

Компрессия регулирует скорость сжатия вилки при ударах. В велосипедных вилках и амортизаторах есть два вида компрессии — высокоскоростная и низкоскоростная.

Высокоскоростная компрессия отвечает за скорость сжатия вилки резком и сильном ударе в нее, например, при приземлении в плоскость с метрового дропа. Чем больше вы ее крутите, тем жестче срабатывает вилка на удар, исключая возможность пробоя, однако, при этом в ваши руки и ноги удар приходит посильнее.

Низкоскоростная компрессия отвечает за скорость сжатия при постоянных медленных, раскачивающих нагрузках вроде езды по мелким камешками или раскачивания велосипеда при педалировании. Опять же, экономит силы при педалировании, но все удары идут вам в руки, а не в амортизацию.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 774
Источник: https://bb30.ru/blogs/velo_setup/kak-nastraivat-kompressiyu

Предварительная нагрузка (sag, preload)

Данная настройка отвечает за жесткость пружины. Ее еще называют негативным ходом пружины. Величина сэга влияет на способность амортизатора отслеживать и обрабатывать при езде все неровности дороги. Чтобы определить сэг, нужно установить полный ход вилки (касается вилок с изменяемым ходом), максимальную скорость ее сжатия и отключить блокировку.

Для измерения данного параметра вам понадобится пластиковое или резиновое кольцо, или же пластиковая стяжка, которую нужно закрепить на ноге вилки. Если вы сядете на велосипед и спокойно проедите несколько метров, под весом вашего тела вилка сожмется на определенную величину. Затем остановитесь и сдвиньте стяжку вниз по ноге вилки к сальнику, и аккуратно встаньте. Вилка вернется в свое исходное положение, и стяжка окажется на определенном расстоянии от сальника – это и есть величина сэга.

Поскольку этот параметр напрямую зависит от веса велосипедиста, его регулировка для каждого выполняется индивидуально. Также на величину сэга влияет стиль катания на велосипеде:

  • для фрирайда сэг может составлять 30-40% от полного хода вилки;
  • для даунхилла – 20-30% от хода вилки;
  • для кросс-кантри – 5-15 процентов.

Если в пружинных вилках сэг можно настроить посредством внешней регулировки или же замены самой пружины (если внешней регулировки недостаточно), то в пружинно-воздушных и воздушных вилках предварительную нагрузку можно отрегулировать, изменяя давление в позитивной воздушной камере.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1483
Источник: https://sportzoom.ru/nastrojka-vilki-velosipeda/

В каких дисциплинах используются амортизационные вилки

Амортизационные вилки для дисциплины кросс-кантри используются с ходом 80-100 мм, дисковыми тормозами и максимально облегченной конструкцией: карбоновые штоки и штаны, крепления исключительно под дисковый тормоз, амортизация осуществляется за счет накачки воздуха в камеры высокого давления. Для компенсации в другой ноге вилки используется масло разной вязкости, в зависимости от сезона. Такие вилки используются уже не только профессионалами мирового уровня на соревнованиях, но и продвинутыми любителями.

Более простые вилки для таких велосипедов имеют алюминиевые или стальные составляющие, роль амортизатора выполняет пружина и масло. В крайне редких и бюджетных моделях велосипедов используются пивоты для крепления ободных тормозов (v-brake).

В дисциплинах эндуро (enduro), all-mountain и даунхилл (downhill) используются амортизационные вилки с такой же системой амортизации, как и в кросс-кантри, разным будет только ход самой вилки: от 120-140 мм до 200 мм. Чем выше нагрузка на вилку и больше препятствий, тем, соответственно, больше ход. Вилки для даунхилла имеют двойную корону для повышенной прочности и увеличенный диаметр ног, который позволяет увеличить торсионную жесткость вилки.

Отдельно стоит выделить велосипедные вилки фирмы Cannondale, под названием Lefty. В ранних моделях для амортизации использовались пружины, в современных – система воздух-масло.В конструкции вилок «лефти» используются  игольчатые подшипники, что позволяет работать вилке даже при сильной боковой нагрузке, которая происходит во время поворотов. Сама вилка интересна еще тем, что отсутствует одна нога, крепление колеса осуществляется только с одной стороны, поэтому необходима специальная втулка. Также вилка является перевертышем, то есть нога вилки расположены снизу, что позволяет снизить подрессоренную массу. Плюсом данной вилки является сниженный вес и лучшая торсионная жесткость общей конструкции.

В туристических, городских и некоторых грэйвел-эндуро велосипедах используются короткоходные амортизационные вилки с ходом 30-70мм. Там встречаются как простые эластомерные, так и более продвинутые воздушные вилки. Короткий ход таких вилок обеспечивает достаточную амортизацию на мелких неровностях и не влияет на геометрию велосипеда.

Если вы определились с типом вилки, которая установлена на вашем велосипеде, или которую собираетесь приобрести, перейдем непосредственно к настройке вилки или её установке.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2466
Источник: https://Veliki.com.ua/news/kak_nastroit_vilku_velosipeda.htm

Скорость отскока (rebound)

Это один из важнейших параметров вилки, который нужно индивидуально подстраивать исходя из выбранного стиля катания. Так, если вы предпочитаете спокойную езду по асфальтированной дороге, можно полностью закрутить отбой, тогда вилка не будет создавать лишних вибраций. Если же вы в основном катаетесь по грунтовке и пересеченной местности, скорость отбоя нужно наоборот откручивать, чтобы вилка быстрее отрабатывала встречающиеся на пути неровности, но при этом руль не должен бить по рукам из-за слишком быстрого отскока.

Обычно скорость отскока регулируется либо снаружи вилки, либо внутри (требуется частичная разборка вилки).

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 656
Источник: https://sportzoom.ru/nastrojka-vilki-velosipeda/

С моей точки зрения, новичку первое время вообще не стоит задумываться о настройках компресии. Если вам посчастливилось приобрести дорогой велосипед со всем спектром настроек, просто выкрутите в максимально открытое положение все крутилки компрессий на вилке и амортизаторе. Настройте велосипед по сэгу, настройте отскок. Покатавшись первое время, вы научитесь чувствовать велосипед и поймете те огрехи его работы в конкретно ваших условиях, которые можно было бы исправить компрессией. И после этого уже крутите, имея перед собой четкую цель и задачу, а не абстрактные пять щелчков с форумных рекомендаций.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 611
Источник: https://bb30.ru/blogs/velo_setup/kak-nastraivat-kompressiyu

Скорость сжатия (компрессия)

Данная настройка позволяет определить скорость, с которой вилка будет сжиматься, обрабатывая неровности на дороге. Обычно в вилках с возможностью регулировки скорости сжатия можно настраивать либо низкоскоростную (Low Speed Compression) либо высокоскоростную (High Speed Compression) компрессии.

Регулируя низкоскоростную компрессию, можно настраивать поведение вилки при обработке мелких дорожных неровностей, убирать нежелательное раскачивание вилки при педалировании и рывки при торможении и скоростном прохождении поворотов.

Регулировка высокоскоростной компрессии, как правило, актуальна для вилок, применяемых в условиях экстремальной езды. Она позволяет настраивать вилку для обработки средних и крупных неровностей на высоких скоростях, а также предотвращать пробивание вилки при серьезных ударах, таких как приземление после прыжка.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 890
Источник: https://sportzoom.ru/nastrojka-vilki-velosipeda/

Итак, для чего же нужно крутить компрессии

Высокоскоростная компрессия

Ее значение нужно увеличивать, когда вы оказываетесь в условиях очень жестких трасс, ваша амортизация настроена отлично, очень плавно и плюшево отрабатывает все неровности, но при езде по особенно жестким камням и при прыжках с больших трамплинов или дропов подвеска пробивается аж до стука. Такая ситуация опасна для вас, потому что при особенно жестком пробое вас может элементарно выбросить с велосипеда. Да и ощущения при пробое не самые приятные для вашей спины, рук и ног. Велосипед тоже страдает и что-нибудь в нем может лопнуть.

В такой ситуации лучше все-таки принести плюшевость в жертву отсутствию пробоев. Но учтите, забиваться руки и ноги будут сильнее и езда станет менее комфортной.

Низкоскоростная компрессия

Эту нужно крутить, когда вы готовы принести комфортную езду в жертву скорости. Вам гораздо проще станет крутить педали, велосипед не будет так сильно раскачиваться при педалировании. Не будет отрабатывать все эти мелкие камешки и кочечки, теряя драгоценные ватты энергии. Куда больше энергии выдаваемой вашими ногами будет уходить не в подвеску, а по назначению, развивая вашу скорость. Но будьте готовы к тому, что каждый бугорок на трассе будет отдаваться болью в ваших руках.

Если вы едете по ровной дороге или вообще асфальту, просто закручивайте компрессию до конца.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1379
Источник: https://bb30.ru/blogs/velo_setup/kak-nastraivat-kompressiyu

Установка вилки на велосипед

В зависимости от материала вилки есть металлические и карбоновые штоки. Все новые вилки идут с необрезанным штоком и при установке на велосипед его необходимо укоротить. Укорачивать стоит аккуратно, специальным инструментом, с учетом запаса длины на вынос, чашек рулевой колонки и проставочных колец.

Для металлических штоков используют труборез либо ножовку по металлу:

     

Для карбоновых штоков используют только ножовку по металлу.

А чтобы разрез был ровным на металлическом или карбоновом штоке, желательно использовать направляющую для резки труб:

После разреза, края обрабатываются напильником. Если шток вилки металлический, то вбивается якорь или в народе «ромашка», с помощью инструмента для забивания ромашки (или инструмента для установки якоря в шток для вилок), внутрь которой вкручивается болт, стягивающий рулевую. Если шток вилки карбоновый, то устанавливается специальный якорь для карбоновых штоков.

Если вилка имеет крепления под ободные тормоза, перед установкой тормозов, посадочные места необходимо смазать консистентной смазкой для плавности хода самих тормозов. Крепления под дисковый тормоз на новых вилках нередко требуют торцевания – удаления лишней краски на контактной поверхности для плотного и ровного прилегания калипера (тормозной машинки или суппорта). Для торцевания креплений под дисковые тормоза, как правило, используют специальный инструмент, при его отсутвии можно возпользоваться напильником.

Воздушные вилки требуют подкачки под вес велосипедиста, масло по заводу заливается универсальной вязкости. И если вы будете использовать велосипед зимой, необходимо сменить масло на менее вязкое для лучшей работы вилки.

При отрицательных температурах простые эластомерные вилки практически перестают работать, т.к. в них используется консистентная (густая) смазка, так что обратите на это внимание!

После установки вилки на велосипед, необходимо отрегулировать передний тормоз, настроить положение колеса относительно рамы и убрать люфт рулевой колонки.

Не забывайте пользоваться советами производителя самой вилки при эксплуатации и обслуживании. Это значительно увеличит срок использования и позволит получить максимальное удовольствие от езды.

Катайтесь и не ломайтесь!

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2240
Источник: https://Veliki.com.ua/news/kak_nastroit_vilku_velosipeda.htm

Компрессия с несколькими положениями

Для удобства пользователя на кантрийных, трейловых и эндуро велосипедах в амортизаторах и вилках есть три положения компрессии. Ориентированное на спуск, на езду по трейлу, эдакая золотая середина и полностью открытая компрессия для жестких спусков. Часто управление этой системой вынесено на руль и управлять компрессией можно прямо во время езды по трейлу. Очень удобно, не стоит пренебрегать этим.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 442
Источник: https://bb30.ru/blogs/velo_setup/kak-nastraivat-kompressiyu

Резюме

В общем, компрессия это очень удобная и полезная штука для гонок, гор, и простого катания. Самое главное, что вам нужно перед тем как ее настраивать, понять и прочуствовать работу вашего велосипеда и осознать необходимость применения этих настроек для вашего катания. Старайтесь настраивать велосипед по ощущениям, а не по  форумным рекомендациям.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 355
Источник: https://bb30.ru/blogs/velo_setup/kak-nastraivat-kompressiyu
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 18177
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://bb30.ru/blogs/velo_setup/kak-nastraivat-kompressiyu: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 3561 (20%)
  2. https://Veliki.com.ua/news/kak_nastroit_vilku_velosipeda.htm: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 11587 (64%)
  3. https://sportzoom.ru/nastrojka-vilki-velosipeda/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3029 (17%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий