В данный момент есть два типа манеток — грипшифт и рапид файр. У манетки есть второе название — шифтер. Итак, какие бывают манетки?
Грипшифт (Gripshift) – это манетка в виде вращающейся рукоятки. При вращении в одну сторону, скорость повышается, а в другую понижается.
Рапид файр (RapidFire) – манетка с двумя рычажками триггерного типа. Один из них повышает скорость, а другой понижает.
Источник: https://velomasterclass.ru/kak-dlya-velosipeda-vybirat-manetki/
Содержание
- 1 Что такое манетки на велосипед?
- 2 Типы манеток
- 3 Разновидности шифтеров на велосипед, их плюсы и минусы
- 4 Как заменить шифтеры на велосипеде самостоятельно?
- 5 Индексные однорычажные манетки
- 6 Как правильно переключать скорость на велосипеде — советы
- 7 Триггерные двухрычажные манетки
- 8 Манетки типа Grip Shift
- 9 Манетки, совмещенные с тормозными ручками
- 10 Электрические манетки
- 11 Другие манетки
Что такое манетки на велосипед?
Манетками называют приводные устройства, которые используют для переключения скоростей, которые расположены на руле управления.
Новые и достаточно современные двухколесные транспортные средства оснащены двумя системами переключения:
- Передней – расположен слева;
- Задней – локализуется на правой стороне.
В обычной системе переключения используется комбинация 3х8, где на каждое деление используется 2-3 задних и передних. Те устройства, которые имеют одинарную систему смены скорости устанавливают манетку непосредственно справа.
Манетки имеют другое название в виде шифтера. Профессиональные устройства имеет достаточно насыщенные строение, именно о нем мы поговорим ниже.
Конструкция шифтеров
Шифтеры имеют:
- Приводная ручка;
- Фиксатор на пружине;
- Подвижный блок;
- Тросик;
- Намотка;
- Рычаг.
Ручка, на которую оказывает влияние человек, управляющий двухколесным транспортным средством приводит в движении рычаг. А уже рычаг заставляет двигаться блок, совместно с которым наматывается тросик. Фиксатор из пружины фиксирует трос на блоке с использованием трещоточного фиксатора.
Именно за счет того что состояние троса меняется, устанавливается и скорость. Если конструкция правильно работает, то скорость переключается плавно и не перескакивают через друг друга, в противном случае конструкцию следует поправить.
Источник: http://veloinsider.ru/snaryazhenie/velosipednye-shiftery.html
Это интересно: Как подобрать контактные педали, отличительные особенности, мифы о контактах, разница между шоссейной и горной разновидностью педалей
Типы манеток
Если заглянуть в не столь далекое прошлое, то можно увидеть, что раньше на всех многоскоростных велосипедах использовались одинаковые манетки простейшей конструкции. Теперь наблюдается значительное количество абсолютно непохожих, сложных и не очень сложных, механизмов управления переключением передач на велосипеде. Различные типы манеток перечислены ниже:
- фрикционные;
- индексные однорычажные;
- триггерные двухрычажные;
- вращающиеся ручки (Grip Shift, Revoshift);
- совмещенные с ручками тормозов (Dual Control);
- электрические.
Источник: http://agbike.spb.ru/technics/shifter.html
Разновидности шифтеров на велосипед, их плюсы и минусы
Грипшифтовые шифтеры
Часто используемый вид от компании SRAM, фиксируется после установки грипсы. Внешний вид представляет собой рукоятку с разметкой скоростей, которую, когда крутишь осуществляется переключение.
Для переключения следует крутить до возникновения щелчка, так как внутри тросик ослабляется или наоборот натягивается.
К плюсам можно отнести:
- Отсутствие повреждений во время падения;
- Гладкие детали;
- За одно прокручивание можно переключить сразу на несколько скоростей.
Минусами является:
- Возможность быстрого переключения скоростей.
Стоимость от 1500 рублей.
Триггерные манетки
Разделяются на:
- Однорычажные – на начальные данные переходит по одному нажатию.
- Двухрычажные – уже по одному названию понятно, что на этом устройстве имеется два рычага, один из которого натягивает, а другой ослабляет трос.
Тригерными называют от способа действия, так как при одном переключении скорость увеличивается на одну больше, для последующего увеличения скорости нужно сильно нажать.
Плюсами являются:
- Быстрое переключение;
- Смена скорости не происходит без оказания небольшого усилия.
Недостатки:
- Много дополнительных швов.
Стоимость от 1 000 рублей.
Grip-Shift
Переключение скорости осуществляется в следствии поворота грипсовой части.
Достоинства:
- Переключаются скорости с вращением в любую сторону;
- Смена скорости достаточно быстрое;
- Гладкие части;
- Возможность настройки под индивидуальное желание велосипедиста.
Недостатки:
- Массивный размер;
- Возможность случайного переключения.
Цена начинается от 1700 рублей.
Стоимость зависит непосредственно от:
- Места покупки (магазин или оптовая база);
- Города покупки;
- Количества, оптовые покупатели получают приличные скидки.
Источник: http://veloinsider.ru/snaryazhenie/velosipednye-shiftery.html
Кто чего выпускает и про совместимость
Компания Shimano производит только рапид файр, исключением составляет только самая младшая группа Tourney. SRAM выпускает только грипшифты, исключение — группа 9.0 и Gemini Pro, совместимая с Shimano. Однако, не у всех правых манеток SRAM есть совместимость с задними переключателями Shimano.
При переключении манетки, у троса происходит поступательное движение, однако величина смещения троса во время переключения на одну скорость различная: у всех манеток Shimano она равна 10мм, у передненго левого шифтера SRAM – 10мм, а у заднего правого – 5мм. Это относится к грипшифтам SRAM линейки ESP (3.0 — 9.0 и 9.0SL).
Как для велосипеда выбирать манетки — SRAM выпускает также линию грипшифтов, которые совместимы с задними переключателями Shimano. У них шаг перемещения троса точно такой, как и у Shimano – 10 мм. Эту линию представляют такие группы:
1. Performance (Rocket).
2. Competition (Gemini Pro, Attack).
3. Enthusiast (Centera, Verio comfort).
4. Recreation (MRX plus).
5. Entry level (MRX).
Еще посмотреть статьи на эту тему:
Переключатели скоростей велосипеда. Передний переключатель. Его работа состоит в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Параллелограммный механизм перемещает…
Почему на велосипеде плохо переключаются передачи. Когда передачи плохо переключаются и заедают, то владельцы таких велосипедов говорят, чего мол можно ожидать от недорогих компонентов. Очень сильно удивляются…
Апгрейд трансмиссии велосипеда. Если Вы вдруг решили избавиться от надоевших и неустраивающих переключателей и манеток и т. д., то сразу приготовьтесь, что “малой кровью” трансмиссию заменить не получится…
Источник: https://velomasterclass.ru/kak-dlya-velosipeda-vybirat-manetki/
Как заменить шифтеры на велосипеде самостоятельно?
Замена манетки не сложная и достаточно распространенная проблема. Основным условием является то, чтобы новая конструкция соответствовала переключателя.
Для смены необходимо придерживаться правилам:
- Вывинтить заглушку на тросе;
- Убрать трос от переключателя и срезать корень. Если смена троса не планируется, то срезать следует внимательно острыми плоскогубцами;
- На шифтере выставить первую скорость, это необходимо для желоба;
- Вытащить трос из манетки и достать грипсу;
- Откручиваем фиксатор и снимаем его, только после этого демонтируем с велосипеда.
А вот для установки немного другая схема:
- Установить манетку на рулевую основу и фиксируем с помощью болта;
- Устанавливаем тормоз и затягиваем до упора болт;
- Надеваем грипсу и немного обмакиваем водой, закрепляем до упора;
- Выставляем манетку в правильное положение и выставляем первую скорость или последнюю;
- Надеваем трос и подключаем к скоростям;
- Осуществляем настройку манетки.
Как разобрать, почистить и собрать манетки?
Разборка шифтера требуется для того, чтобы почистить внутренние составляющие от загрязнений или отсутствия правильной работы механизма ввиду ослабления троса.
Разбирать шифтеры следует таким образом:
- Снимаем конструкцию вышесказанным способом;
- Откручиваем болты и разъединяем скрепленные части;
- Отгибаем металлические ножки, которые фиксируют гайки, следует быть аккуратней, так как можно отломить;
- Снимем поставку и получаем доступ к основному рычагу;
- Рычаг устанавливаем пружиной, которая могла ослабить её;
- Снимает дополнительные болты и автоматически снимаем конструкцию дальше;
- Снимаем основной болт и получаем доступ к барабану.
Для прочищения и смазывания такого этапа будет достаточно, но делать это следует достаточно аккуратно. Перед разбором нужно запоминать все этапы, для того, чтобы в последствии установить все на своё место.
После прочистки следует выполнить такую последовательность:
- Надеваем ось на рычаг и шайбу и вставляем пружинную спираль;
- Фиксируем гайку проставку и затягиваем до упора;
- На другое окончание устанавливаем проволку и большой рычаг, фиксируем гайкой. Гайка должна быть установлена не плотно, но и не свободно для того, чтобы было свободное переключение скоростей;
- Подгибаем металлические ножки и заново смазываем конструкцию;
- Следующим этапом можно надевать среднюю часть корпуса;
- Сбросить все скорости и установить верхнюю и нижнюю крышку.
Именно эти простые этапы могут починить шифтер или после такой разборки вы точно поймете, что именно сломано и подлежит ли это ремонту.
Источник: http://veloinsider.ru/snaryazhenie/velosipednye-shiftery.html
Индексные однорычажные манетки
Индексные однорычажные манетки отличаются от предыдущего типа лишь тем, что положение рычажка фиксируется специальной шайбой в нескольких позициях, когда переключатель передач находится ровно напротив соответствующей звезды. Чёткость переключения передач с такими манетками заметно выше, но назвать их очень удобными никак нельзя.
Устанавливались на недорогие горные и гибридные велосипеды в 90-х годах. Единственное их современное применение – установка в торцы руля на турингах или в торцы лежака на разделочных велосипедах.
Источник: http://agbike.spb.ru/technics/shifter.html
Это интересно: Какие материалы рам существуют, преимущества и недостатки, как определиться с выбором
Как правильно переключать скорость на велосипеде — советы
Переключать скорости следует:
- Когда нагрузка на цепь минимальна;
- Не следует быстро переключать передачи;
- Увеличивать скорость нужно до въезда на горку, а не после;
- Не нужно боятся если первый раз не получилось на ходу переключить скорость, для этого требуется время.
За всеми предметами пользования следует ухаживать тщательно, и они буду служить дольше. Манетки не исключение, если регулярно чистить и смазывать конструкцию, то риски поломки будут практически сведены к минимуму.
Если поломка не может восстановить работу, следует купить новый шифтер, который самостоятельно установить просто, следуя вышесказанным советам.
Источник: http://veloinsider.ru/snaryazhenie/velosipednye-shiftery.html
Триггерные двухрычажные манетки
На данный момент, это наиболее распространенный тип шифтеров для горных, гибридных и некоторых других многоскоростных велосипедов, исключая шоссейные. Триггерная манетка – это блок, располагающийся на руле рядом с ручкой, содержащий храповой механизм и два рычага или рычаг и кнопку, как это сделано, например, в Shimano Nexave. Одним рычагом цепь перемещается в одну сторону, другим – в обратную. После каждого переключения передач, которое происходит весьма четко, рычаг возвращается строго в то же самое положение, в котором он находился до переключения. Благодаря этому, передачи можно переключать одним пальцем, вообще не отрывая руку от руля, что удобно и актуально на дорогах со сложным рельефом, когда необходимо крепко держать руль.
Наиболее крупные производители таких манеток – Shimano с линейками манеток EZ-fire plus и Rapidfire plus и SRAM с линейкой Trigger. Есть и другие, например Sunrace. Самые простые манетки позволяют переключать по одной передаче в каждую сторону, более продвинутые – до 3 передач вниз за один ход рычага. Кроме того, на современных манетках Shimano отпускать трос можно движением соответствующего рычага в любую сторону: нажимая большим или подтягивая указательным пальцем.
Источник: http://agbike.spb.ru/technics/shifter.html
Следующая вариация топового оборудования. Комплектующие отличаются повышенным содержанием карбоновых и алюминиевых элементов, что гарантирует снижение веса всего комплекта оборудования более чем на 500 граммов.
Изделие создано для профессионального использования в гонках, длительных заездах на выносливость.
Вариантов сочетаний передач представлено всего два 2х10 и 3х10.
Перекиды показывают феноменальную точность и устойчивость во время сильной тряски, а цепь и звезды имеют специальные проточки, что гарантирует молниеносный отклик на команды наездника.
Применяется на велосипедах от 400000 рублей.
Достоинства:
- прекрасное сочетание веса и прочности;
- минимальное время на отклик.
Недостатки:
- огромная стоимость.
ХХ
Флагман компании, устанавливаемый только на самые передовые модели велосипедов. Все оборудование рассчитано на максимальное снижение веса, поэтому крепление к рулю выполняется при помощи Match Maker X.
Превосходное качество сборки, дополненное минимальным весом, допускает применение для самых жестких условий и дисциплин. Примечательно, что конструкция перекидов выполнена таким образом, что даже залипшие глиной они продолжают исправно функционировать.
В качестве роликов заднего перекида используется алюминиевые шестерни с керамическими втулками скольжения. Для максимально легкого переключения в манетке добавлено несколько элементов обеспечивающих точную дозировку.
Устанавливается заводом на готовых байках от 500000 рублей.
Достоинства:
- олицетворение флагманских технологий производителя;
- феноменальная живучесть в сложных условиях.
Недостатки:
- космический ценник.
Сегодня имеется отличный выбор переключателей для велосипеда. Современные разработки могут улучшить жизнь обычным пользователям и профессионалам.
Источник: https://vyborok.com/luchshie-manetki-dlya-velosipeda/
Манетки типа Grip Shift
Заметная часть горных и гибридных велосипедов в настоящее время оборудуется манетками в виде вращающейся ручки, наподобие мотоциклетной ручки газа. Переключение передач происходит поворотом ручки на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону. Недостатком же является несколько меньшая четкость работы, чем у триггерных манеток.
Главный специалист по разработке и производству таких манеток – корпорация SRAM. Shimano производит их лишь в группе Tourney (Revoshift). Манетки SRAM могут быть выполнены как с длинной ручкой, шириной почти во всю ладонь, так и с короткой, под 1-2 пальца.
Источник: http://agbike.spb.ru/technics/shifter.html
Манетки, совмещенные с тормозными ручками
Так как традиционным рулем для шоссейного велосипеда уже много лет остаются так называемые «бараньи рога», удобно разместить манетки рядом с тормозными ручками составляет целую проблему. Именно поэтому на шоссейных велосипедах достаточно долго использовались классические однорычажные манетки, размещенные на нижней трубе рамы. Но сейчас все мировые лидеры в шоссейном оборудовании используют манетки, совмещенные с тормозными ручками (Campagnolo Ergopower, Shimano Dual Control и т. д.). Это довольно сложные механизмы, сложнее триггерных манеток горных велосипедов.
В 2003 году в Shimano решили использовать подобный принцип в верхних группах оборудовании для горных велосипедов. Манетки XTR серии M960, а позже и Deore XT и Deore LX внешне больше похожи на традиционные моноблоки для горных велосипедов, только с одной лишь ручкой тормоза или ручкой тормоза и одним рычажком. Торможение, как и обычно, происходит при нажатии на тормозную ручку в направление руля, а переключение передач ее движением в поперечной плоскости, вверх или вниз. Но успеха такие манетки почти не имели и через пару лет их производство потихоньку свернули.
Источник: http://agbike.spb.ru/technics/shifter.html
Электрические манетки
В последние годы, не сказать чтобы активно, но идет внедрение электрических способов управления передачами велосипеда: за счет энергии аккумулятора, передачи переключаются при помощи сервомоторов, встроенных в переключатели передач. Манетки в этом случае представляют собой обычные кнопки, подающие сигналы на блок управления и могут размещаться как на стандартных корпусах, так и в любых удобных местах, причем, они элементарно дублируются. Примером могут служить электронные системы управления переключением передач Shimano Di2, применяемые как на шоссейных, так и на горных велосипедах, SRAM eTap и Campagnolo EPS.
Источник: http://agbike.spb.ru/technics/shifter.html
Другие манетки
Для управления внутренним переключением передач (планетарными втулками) могут использоваться как оригинальные манетки, так и обычные. В приводах SRAM DualDrive используются специальные манетки одноименной системы. Внешне это манетка на правой стороне руля, комбинация из вращающейся ручки и триггерной манетки.
Последнее обновление 25 мая 2016.
Поделиться:
Источник: http://agbike.spb.ru/technics/shifter.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- http://veloinsider.ru/snaryazhenie/velosipednye-shiftery.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6191 (18%)
- https://vyborok.com/luchshie-manetki-dlya-velosipeda/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 19989 (58%)
- http://agbike.spb.ru/technics/shifter.html: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 6328 (18%)
- https://velomasterclass.ru/kak-dlya-velosipeda-vybirat-manetki/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2068 (6%)